Памятники

Искусство Eгипта

Обособленная скульптура

Обособленная скульптура имеет в основном ту же типологию, что и в предшествующий период, хотя одновременно обнаруживает азиатское влияние, проявляющееся в любви к деталям и скрупулезности, с которой ваяются наряды и остальные одеяния. Восточный вклад не изменяет, однако, соответствие скульптур потребностям скульптуры крупных размеров. От XVIII династии осталось мало образцов, предшествующих правлению царицы Хатшепсут. Именно с…

Росписи гробницы Нахта

Есть росписи, которые обнаруживают гораздо более высокое мастерство, такие, как фрески гробницы Нахта, где женские фигуры обладают легким и свободным эскизом, как это видно во фрагменте, изображающем женское трио музыкантов. В обнаженном теле одной из девушек выражено движение, усиливаемое положением головы, повернутой в обратном направлении, и подчеркиваемое «вибрирующими» линиями косичек. Динамизм этой фигуры поражает, особенно…

Первое великое погребальное строение

Построенное Имхотепом для предоставления пристанища гробнице фараона Джосера, основателя III династии, это великое погребальное строение собрало в единый комплекс все здания и помещения, необходимые для отправления обрядов, которые осуществлялись для продолжения жизни после смерти. Речь идет о первом случае, когда идея вечной жизни находит свое архитектурное выражение. Так, многие из принятых решений послужили моделью для…

Правила скульптурного изображения

С момента возникновения скульптуры определились и установки, диктовавшие приемы изображения. Эти нормы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо заметных изменений. Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок, выполненных по обету, — все они отвечают одним и тем же изобразительным законам. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону…

Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне

Аменхотеп IV предпринял реформу ортодоксальной религиозной доктрины, которая потрясла основы египетского пантеона. В процессе беспрецедентного провозглашения монотеизма этот фараон присвоил себе эпитет Ахе-натон, перенеся тем самым всю свою веру на Атона, солнечный диск, силу, дающую жизнь Земле. От отошел от культа остальных богов и предложил поиски истины. Эти новые идеалы немедленно отразились в искусстве. Ахе-натон…

Амарнская реформа: новое изображение в искусстве

Религиозная реформа, введенная Аменхотепом IV, поощряет использование экспрессивных средств, применяемых главным образом в изображении царственного величия. Условная схема фигуры (фас, профиль) сохраняется, но прежний канон претерпевает ощутимые изменения. В росписи, воспроизводящей супружескую чету Эхнатона и Нефертити с шестью их детьми (Оксфорд, Эшмолианский музей), фигуры имеют овальный череп, мясистые губы и не изображаются строго в профиль….

Пирамиды

Основатель IV династии, Снофру, повелел выстроить три пирамиды. Строительство первой из них, расположенной к югу от Гизэ, проходило через различные этапы, пока каждая из ее сторон не оказалась покрытой гладкой плоскостью. Эта столь характерная пирамидальная форма символизирует собой окончательное утверждение царя в качестве божества. Кроме того, было задумано несколько построек, связанных с собственно погребальной комнатой….

Материалы, применявшиеся в скульптуре

Любовь египтян к вечным материалам объясняется потребностью в том, чтобы статуя покойника не разрушалась с течением времени. Камень был излюбленным материалом, поскольку его прочность обеспечивала длительную сохранность. С другой стороны, крупному развитию каменной скульптуры способствовало и изобилие данного материала в Египте. Каменоломни Туры близ Гизэ и Ассуана на юге непрерывно обеспечивали скульптурные мастерские. Как правило,…

Скульптура после Нового Царства

После Нового Царства сохранялась академическая традиция с типологией форм, известных по Древнему Царству и ныне восстановленных. Стремление изобразить индивидуальность берет начало в досаисский период, о чем можно судить по бюсту Ментуемхата, хранящемуся в Египетском музее Каира. Это означало окончательный разрыв с архетипом вечной молодости. Выражение этих новых поисков находит самое непосредственное свое воплощение в изображении…

Сцены борьбы

В храмы, построенные во славу богов, также внедряются сцены восхваления царского достоинства. Появляются композиции исторического характера, в которых излагаются важные события: прием иностранных дворов и героические подвиги фараонов в борьбе против чужеземцев. Искусство начинает перекликаться с безопасностью и национальной гордостью. Тема фараона в запряженной конями боевой колеснице становится особо популярной начиная с XVIII династии —…

По материалам Wikipedia