Памятники

Прикладное искусство

Необходимо в заключение сказать о роли прикладного искусства в оформлении жилища. Прежде всего, безусловно, связано с архитектурой искусство вышивки, причем различным видам ее предназначено в доме свое определенное место. С архитектурой интерьера связаны следующие типы вышивки. Паляк — настенная сплошная вышивка крупных размеров по ткани шелком.

Гулькурпа — настенная вышивка по свободному полю. Чойшаб служит для закрывания тахмон — ниши с одеялами, а керпечь занавешивает среднюю нишу между двумя тахмон. Зардевор — настенная вышивка в виде полосы под потолком, иногда на все четыре стены. Украшали комнату и некоторые другие, более мелкие вышивки (какык люнги — полотенце с вышитыми концами, киикча — мужской поясной платок), которые развешивались по стенам. На пол постилались ковры (производство полукочевых узбеков), паласы, кошмы.

В больших торцовых нишах ставятся окованные жестью с выпуклыми медальонами сундучки для утвари, резные деревянные лари на ножках для съестного. Кое-где последние заменяются встроенным шкафчиком с дверцами, занимающим нижнюю часть ниши.

Окованный жестью сундук из Шахрисябза

Окованный жестью сундук из Шахрисябза

Ларцы  меньших размеров ставятся в ниши продольных стен комнаты. Значительную роль играют лари и сундуки в жилище, где ниши отсутствуют, заменяя таковые, и составляют непременную принадлежность юрты. В Хиве сундуки для одежды обиваются в последнее время жестью, окрашенной в яркие тона, и носят название арджа, тогда как ларь для съестного обозначается как сундук. В хивинских сельских усадьбах домашний ларь принимает солидные размеры, занимая всю ширину помещения, и украшается росписью.

Резной деревянный ларец из селения Похуд в горах Баба-Таг

Резной деревянный ларец из селения Похуд в горах Баба-Таг

Содействует украшению комнаты и керамика. В нижних отделениях ниш выставляются ляган — расписные блюда. В ячейках стоят мелкие пиалы и чайники. Высокого мастерства достигло искусство чеканки, украшающей блюда, кумганы (кувшинчики для воды), чойджуш (для кипячения воды). В хивинских домах вода содержится в крупных корчагах зеленой поливы с четырьмя (иногда даже с восемью) ручками. Наконец, плита водослива украшается шишечками и простейшим орнаментом, а в Хиве употребляются и керамические крышки с несложными украшениями.

Тема архитектурной детали узбекского жилого дома чрезвычайно широка, и в рамках нашего очерка укладывается лишь самый общий обзор. В заключение хочется отметить особенности манеры детализации узбекской народной архитектуры вообще: при многократном повторении какого-либо элемента он каждый раз получает индивидуальные черты. Например, симметричные настенные панно различаются по рисунку, ячейки ниш разбиваются различным образом, неодинаковы мотивы решеток тобадон, разнообразен орнамент кессонов потолка и т. д. Такой принцип исключает монотонность в деталях здания. Взгляд встречает все новые и новые сюжеты, восприятие пополняется все новыми впечатлениями, никогда не утомляется глаз. Этот принцип искусства проникает все народное творчество во всех его формах и проявлениях.

Необходимо обратить внимание также на исключительно мастерское использование эффектов светотени и тонкий учет условий освещения. Грани бордюров занджира играют на солнце, звездочки и ячейки сталактитовых карнизов создают четкую гамму полутеней в интерьере. Сталактитовые капители колонн закрытого помещения компонуются с учетом освещения снизу через двери и низкие ставни. Яркие тона росписи загораются, преодолевая полумрак прохладных комнат. Каждая деталь в народном творчестве поражает целесообразностью и живет единой жизнью с людьми и природой солнечного Узбекистана.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia