Памятники

Панно

Если ниши отсутствуют, плоскость стены членится на панно. Как весьма распространенный образец решения стеновой плоскости, можно указать прием, когда  панно  разграничиваются  изломанной  линией бордюра — рута. Обычно сочетаются два панно разной величины, которые попеременно помещаются одно над другим.

Там, где оформление стен представляло известную сложность, процесс работы разбивался на несколько очередей, но таким образом, что на любой ступени производства стены комнаты имели вполне законченный и привлекательный вид.

Отдельные фазы оформления стены можно представить примерно так:

  1. на плоскости стены намечаются бордюры рута в виде двух параллельных тяг прямоугольного сечения; плоскости панно остаются гладкими;
  2. лента бордюра заполняется штукатуркой или резным орнаментом, на плоскостях панно обозначаются контуры фестончатой фигуры, панно может быть заполнено резьбой по ганчу или росписью.

Последовательный ход работы осуществляется в зависимости от средств владельца дома. Во всяком случае в каком бы виде работа ни остановилась в данный момент, общее впечатление никогда не страдает.

Резьбой и росписью заполняются также отдельные панно между нишами, роспись делается иногда и в глубине ниш (разумеется, достаточно крупных). Резьбой покрываются узкие простенки между ниш — бозу. Панель чаще бывает гладкая, но в некоторых случаях и она покрыта резьбой или окрашена.

Роспись ниши в доме Аминджона в Ташкенте.1860 год.

Роспись ниши в доме Аминджона в Ташкенте.1860 год.

Преобладающий мотив росписи — букет цветов в вазоне, цветущие кусты. Довольно распространен и характерен мотив плакучей ивы. В середине прошлого века манера росписи была более свободна и реалистична, пышный  сноп  веток  и  мелких  цветов  выглядел  легким  ажурным рисунком. Впоследствии (конец XIX и начало XX вв.) кусты и букеты приобретают все более сухую, плотную геометрическую форму, вырабатываются штамп, манерность, появляются резкие тона. Лишь хивинская настенная роспись более прочно сохраняет первоначальные черты.

Мотивы резных панно — цветы, орнаментальные оформляется часто на цветном фоне, голубом или сером. Алебастровый раствор для  резьбы с примесью растительного клея кладется  слоем  в  2-3 см. Когда хотят сделать декорацию особенно богатой и яркой, резные панно окрашиваются в несколько тонов, иногда с серебром и позолотой. Пристрастие к ярким краскам появилось в конце XIX века, а стиль предыдущего периода характеризуется повсеместно более строгим вкусом.

Расписное панно дома Махдихона Коры в Самарканде.Середина XIX века.

Расписное панно дома Махдихона Коры в Самарканде.Середина XIX века.

Различается несколько приемов резьбы соответственно тому, каков профиль рельефа — круглый, прямоугольный и т. д. Во второй половине прошлого века возник способ выполнения рельефных орнаментов путем отливки; это касается особенно бордюров, составляемых из отдельных литых блоков. Очень распространен прием кырма — так называемой штукатурной мозаики, которая состоит в заполнении разноцветной штукатуркой вырезанных частей орнамента,  после  чего поверхность  получается гладкой.

Даже в самых скромных жилищах с глиносаманной штукатуркой видно стремление украсить, оживить плоскость стены. В этих случаях применялся самый элементарный вид орнаментации — узоры, выведенные пальцами по сырой штукатурке. Мотивы такого орнамента несложны — звезды, зигзаги, волнистые линии. 

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia