Памятники

n

Роспись потолка

Роспись потолка производилась яичными красками. На рубеже XX века стали употребляться клеевые, а позже — масляные краски. Мотивы росписи и характер выполнения в разных областях края не одинаковы. В основном намечаются две школы росписи. В первой играет ведущую роль линейный орнамент, нередко геометрический, образующий различной формы поля, которые заполняются растительными мотивами по разноцветному фону. Основной лейтмотив орнамента — изысканное плетение стеблей с вкраплением цветов. Эти приемы употребляются для украшения дощатых плафонов, вообще там, где формы потолка дают простор рисунку. Сюда надо причислить Фергану и Ташкент.

Мотив хлопка в росписи потолка мечети близ Карши. 1874 год.

Мотив хлопка в росписи потолка мечети близ Карши. 1874 год.

Вторая школа характеризуется развитием живописных тенденций и господствует в Хиве, Бухаре, Шахрисябзе, т. е. там, где имеют распространение потолки с кессонами и дощатыми квадратами. Орнамент наносится свободно от руки, мазками; цветы имеют вид кружков и обрамлены разбросанными по фону штрихами — листочками, в центре и по углам квадрат снабжается шишечками, изображающими шляпки больших кованых гвоздей. В Самарканде соседствуют оба названных приема.

В росписи можно встретить стилизацию коробочки хлопка. Стилизация эта отличается большим вкусом и замечательно искусно вводится в композицию рисунка. Она встречается в Ташкенте и в каршинских росписях. Весьма удачен по цвету и рисунку образец на айване мечети в кишлаке Орал близ Карши, где сочетаются коричневый (прежде, возможно, красный), синий тона и серебро.

Роспись потолка, как и настенная, эволюционирует. Например, сто лет назад в Фергане потолки имели совсем иной характер: балки, дощатая кайма украшались резным орнаментом и лишь местами немного краской красного и синего тонов. Этот стиль выражен в отделке потолков дома Сулеймана и мечети Хонако. В дальнейшем здесь процветает полихромия во всем ее многообразии. При этом вначале господствует насыщенно-синий фон, позже преобладают красный и зеленый тона.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia