Памятники

Элементы декорации потолка

В более сложных вариантах конструкция маскируется частично — вариант балок и васа в рамке расписных квадратов или целиком дощатые плафоны. Плоских разбитых на квадратики потолков, подобных домовым бухарским или каршинским, в мечетях не встречается. Дощатые плафоны орнаментируются аппликацией из планок, покрываются росписью, часто украшаются в центре сталактитовым куполом — хаузаком. Плафоны снабжаются, кроме того, скульптурным пышно развитым карнизом. Дощатые плафоны, как правило, сочетаются с более простыми формами потолка: центральная часть его приподнята и оформлена плафоном, а прочие представляют балочные квадраты или (чаще) балки, обрамленные расписными дощечками. Повышению центральной части потолка соответствует излом архитрава по фасаду айвана — кайван.

Таким образом, элементы декорации потолка распределяются неравномерно. Здесь, как и во всем прочем, повсюду есть свои приемы. При одностороннем айване ферганского типа обогащаются части потолка по оси симметрии. В старых маргеланских мечетях, где потолок разбит на квадраты, богаче других отделан квадрат над михрабом. При той же структуре потолка в Ташкенте, напротив, подчеркиваются преимущественно квадраты на периферии. В Коканде, как уже говорилось выше, средняя часть потолка выделяется иногда прямоугольником в виде «дорожки» из балок.

Другой, более парадный вариант, который в Маргелане прививается с половины прошлого века, заключается в том, что центральная часть потолка айвана компонуется объединенным дощатым плафоном — кайваном. Формы кайванов весьма разнообразны. В кокандской  Чинарлик центральную часть потолка занимает обширный квадрат, обильно украшенный накладным геометрическим орнаментом. В иных случаях плафон получает вид многоугольника — маргеланская мечеть Мад-Яра 1851 года. В более поздних маргеланских мечетях центральный плафон принимает особую форму в виде корыта с покатыми краями, где узкие борта членятся на ряд трапеций; в центре — хаузак. Образец итого рода представлен в мечети Исабай-Хаджи. Такая конструкция, в сущности, упадочна и проистекает от укорочения айвана, следовательно, сжатия центрального пространства потолка. В Ташкенте предпочитаются дробные членения и кайван не теряет деления на квадраты, но решение последних всячески разнообразится. Здесь характерен геометрический орнамент в аппликации и росписи, который сообщает декорации сухой неприятный отпечаток.

Квадраты, обрамляющие кайван в количестве четырех и более, — балочные или балки с дощатой рамкой. В Хивинской Бокбонли (1809 г.) плоский дощатый плафон айваиа украшен накладным геометрическим орнаментом без повышения центральной части. Боковые плоскости обрамлены квадратами. На айванах, расположенных углом, выделяется обычно середина потолка восточной стороны через кайван или просто богатым оформлением квадратов. Но бывает и так, что подчеркнут угловой квадрат потолка. В интерьере иногда выделяется не квадрат над михрабом, а центральный квадрат. Вынос карниза айвана покоился обычно на консолях. Архитрав и консоли покрывались росписью. Излом архитрава венчался иногда выкружкой.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia