Потолки мечетей (стандартный прием)
Самый обычный прием — деление на кзадраты, причем балки смежных квадратов взаимно перпендикулярны. В основе приема лежат конструктивные соображения — равномерное распределение нагрузки, в то же время эта простейшая система получает приятный вид.
Зимние помещения имеют минимально одну колонну и, следовательно, четырехквадратный потолок, две колонны соответствуют шести квадратам, четыре — девяти квадратам, а при шести колоннах, как бывает в соборных мечетях, число квадратов потолка достигает двенадцати и т. д.
Отсутствие деления на квадраты свойственно узким айванам с одним рядом колонн; в помещениях и на широких айванах этот вариант мало употребителен, так как выглядит однообразно. Для кокандских мечетей более характерен комбинированный вариант, где потолок в целом делится на квадраты, но к михрабу через все помещение бежит между двух прогонов дорожка параллельных балок. Примером такого решения служат мечети 2-я Чинарлик, Чакарлик и Хаджибек. Существуют и другие варианты комбинированных балочных потолков.
Расписные квадраты потолка мечети Ходжа в Карши
Балки потолков описанного типа оставлялись неокрашенными или покрывались росписью; в Маргелане они украшались резьбой. Васа чаще не окрашены, но кое-где окрашивались в красный цвет (Кашка-Дарья) или попарно, или по нескольку в различные тона. На айване кокандской мечети Чакарлик васа центральной части потолка окрашена попарно серебром и ультрамарином, что дает прекрасный эффект. Существует манера орнаментальной расцветки васа, причем рисунок наносится на каждую палочку.
Прием этот распространен широко — в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Фергане. Наконец, в маргеланской мечети Исабай-Хаджи васа имеет общий орнаментальный рисунок — чередование ромбов по красному полю. Такая роспись оказалась возможной в данном случае потому, что васа здесь представляет имитацию в виде отструганных в дощечках валиков.
Вторая ступень по линии обогащения форм потолка — та же, что и в жилище: включение в балочные потолки квадратных дощечек, которые чередуются с васа в шахматном порядке. Прием характерен для Кашка-Дарьи и составляет почти единственную форму богатой отделки потолка мечети в Карши. При этом васа окрашены в красный цвет. Лучшим образцом подобного рода может считаться потолок в интерьере мечети гузар Ходжа в Карши, относящийся, по-видимому, к концу прошлого века. Расписные квадратики различаются между собой либо орнаментом, либо тональностью, сочетание красок и рисунок замечательны.
Третья ступень сложности, где васа полностью заменяются расписными дощечками, отделенными друг от друга тонкими брусками. Потолки эти носят образное и весьма удачное название тахта-инарвонн или нарвондак, что значит: подобный лестнице. Потолки этого типа распространены в Самарканде, а также в Хиве.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее: