Памятники

n

Михманхона и айван

В стенах жилой комнаты между стойками каркаса расположены ниши — ток, токча, где находят себе место все предметы домашнего обихода. Одеяла сложены в больших нишах против входа, начинающихся на уровне пола, там же ставятся сундучки с платьем и ларцы для съестного.

Остальные ниши начинаются выше панели, сантиметров на 80 от пола, и в зажиточных домах подразделяются ганчевыми полочками на отделения различной формы и размера, называемые майда-токча, реза-токча или косамон. Крупные, внизу, предназначены для блюд, деревянных ларцов, кувшинов; вверху в маленьких затейливых ячейках помещается мелкая посуда — пиалы, чайники.

Устройство михманхоны известным образом отличается от жилых комнат. Размеры ее и пропорции гораздо менее связаны каким-либо стандартом и колеблются в широких пределах, в зависимости от достатка владельца и своего местоположения. Иногда она была миниатюрна, иногда же, напротив, весьма велика. Таким образом, постройки ташкари в целом компонуются свободнее и принимают более разнообразные формы, чем постройки ичкари.

Есть, наконец, особенности в устройстве ниш и в архитектурном оформлении. Торцовую стену напротив входа явно стремились ориентировать на запад, и центральная ниша этой стены получает характер михраба, что сказывается и в формах деталей, — дань догмам религии. Эта стена оформлялась богаче других.

Как уже отмечено, тщательность оформления комнат и михманхоны не всегда уравновешена; последняя оформлялась богаче первых или же наоборот. В некоторых городах явно превалирует какая-нибудь одна из этих тенденций, например в Маргелане и в близлежащих пунктах (Фергана) михманхона обычно очень скромна по сравнению с жилыми комнатами. В Бухаре также чаще отделывались более тщательно жилые комнаты.

Однако в Карши, например, было принято украшать богато и ярко в первую очередь михманхону. В байских кругах стремление к показной роскоши принимало неодинаковые формы, иногда михманхона достигала грандиозных размеров и на расстоянии была не отличима от мечети, но зато, видимо, не хватало средств декорировать столь большое помещение, и, оставаясь часто с голыми стенами и не крашенным потолком, комната производила неуютное, отталкивающее   впечатление.

В архитектурной детализации и декоре мечетей различаются две тенденции:

  1. уделять основное внимание айвану
  2. богато отделывать интерьер при относительной скромности айвана

В большинстве господствует первое направление, но в некоторых местностях наблюдается второе, которое можно считать по преимуществу бухарской традицией, принятой и в южных бекствах, каковыми были Карши и земли в бассейне Сурхан-Дарьи.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia