Памятники

Оформление стен мечети

В зимнем помещении при значительной толщине стен устраивались киши, большей частью прямоугольные и всегда без делений. При отсутствии ниш на уровне человеческого роста проходит полочка мин о (для обуви), которую можно видеть нередко и на айване. Резьба и роспись в интерьере совершенно не приняты даже в бухарских районах, где отделке помещения мечети уделяли большое внимание.

Роспись айвана мечети Хаузи Сангин в Самарканде. 1864 год.Но и на айване далеко не всегда полностью развертывается искусство резчиков по ганчу и художников — гиль коров и наккошей. Настенные резьба и роспись приняты главным образом в мечетях восточных областей — Ферганы, Ташкента, Самарканда. Однако и здесь до половины прошлого века господствовали строгие вкусы, исключавшие всякое излишеств убранства. Зато во второй половине XIX века стены некоторых мечетей покрыты сплошным ковром резной декорации и украшены яркой росписью.

В общем, по степени богатства оформления стен все существующие случаи могут быть разбиты на три категории. Самая скромная из них — гладкая поверхность, покрытая глиносаманной, а в лучшем случае ганчевой штукатуркой. Но при ганчевой штукатурке стены городских мечетей обычно получают определенную систему архитектурных членений.

Плоскость стены разбивается в основном на три пояса. Нижний из них — панель — оставляется гладким или отделан повторяющимся мотивом мадохиль. Здесь возможно решение в цвете, причем фигура мадохиль выделяется красным, голубым или серым цветом на белом фоне или наоборот. Для этого применяется уже упомянутая техника ганчевой мозаики — кырма. Над панелью плоскость стены остается гладкой или членится на отдельные панно. Последние разделяются между собой узенькой тягой или изламывающимся бордюром рута.

Расписное панно мечети Мирляр в ТашкентеВ качестве каймы, обрамляющей несколько вдавленные плоскости — панно, широко употреблялись занджира. Большие панно иногда чередуются с малыми, которые помещаются попеременно то сверху, то снизу. В бухарских мечетях узенькие тяги образуют порой довольно сложную сетку членений, имеющую известное сходство с системой нишек в бухарских же домах. Под потолком стена завершается сталактитовым карнизом. В некоторых мечетях Ташкента и Самарканда штукатурный карниз заменен дощатым филенчатым фризом с росписью — тип так называемый сандыка.

Стеновые панно заключают в себе рельефные очертания стрельчатой арочки — линга, или мадохиль. Описанная система составляет уже сама по себе вполне законченный стиль убранства. Более высокая степень богатства отделки достигается тем, что панно заполняется резьбой или росписью. Рута также принимает вид орнаментальной ленты. Резьба была одноцветная или выполнялась на цветном — голубом или сером — фоне. Сюжет резьбы — стилизация растительных мотивов, причудливое сплетение веток, цветы, изображения кипариса. Геометрические мотивы резьбы панно встречаются, видимо, только в Ташкенте. Сюжеты росписи — цветы в вазоне и деревья. Часто изображается плакучая ива, иногда же куст граната. Здесь вкус художника и мастерство исполнения создали образцы утонченного изящества.

Если стена над панелью гладкая, на ней могут быть кое-где размещены круглые медальоны с текстами. Центром композиции является михраб. В простейшем случае он прямоугольной конфигурации в плане и стрельчатый по фасаду. В некоторых ферганских мечетях арочка михраба прорезана в ганчевой доске, закрывающей нишу с плоской перемычкой. Там же, где убранство стены отличается некоторой изысканностью, михраб отделан с максимальной тщательностью. Это граненая ниша, покрытая полукуполом, часто сталактитовым. Усложненная система сталактитового купола со встречной аркой носит название чорзамин. Михраб окружается широкой полосой резного по ганчу орнамента. Рядом с ним делались иногда полочки для светилен чирагов.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia