Памятники

n

Типы покрытия (купола)

Большую роль играют простейшие по форме купола, так называемые балхи, или балхпуш, возводимые на прямоугольном основании. Кладка ведется наклонными отрезками от четырех углов к центру купола, образуя посредине два пересекающихся шва. Но так как эти купола мало удовлетворяют с архитектурной точки зрения, ими покрываются по преимуществу помещения, играющие второстепенную роль,— холодные мыльни, одна из первых комнат, и цистерны. Тот же прием кладки, применительно к октогональному и вообще многоугольному основанию, дает так называемый тип чархи, также весьма распространенный в архитектуре бань.

Самым обычным типом покрытия купальных зал является кольцевой купол стрельчатого профиля на квадратном или восьмигранном основании. Переход от основания к кольцевой кладке осуществляется системой щитовидных парусов гаджак. Применяется также часто род сферического паруса — багали.   Тромпы встречаются редко.

Продолговатая форма помещения не является препятствием для возведения над ним кольцевого купола, причем основание последнего получается эллиптическим. Помещения бани, за исключением центрального зала, низки (для сохранения тепла), отсюда сплюснутая, «репчатая» форма кольцевых куполов щальтами и арки небольшого подъема. Для того чтобы было удобнее выкладывать отверстие в центре, куполам придается иногда слегка луковичная форма.

Конструкция покрытия главного зала насчитывает несколько вариантов. Простейший из них чархи, который употребителен при всех случаях композиции зала. Весьма обычна система щитовидных парусов в один или два ряда (дугаджак). Иногда при квадратном со срезанными углами плане возникает своеобразная угловая конструкция, полуарка-полупарус, имеющий целью свести основание к равностороннему восьмиугольнику.

Более светлый, высокий и богатый по формам мион-сарай выглядит параднее других помещений, которые по формам и размерам примерно равноценны. Если же какое-либо из них в свою очередь акцентировано, это обычно одна из предшествующих мион-сараю комнат — первая, иногда вторая.
В целом архитектурные формы купальных зал выглядят массивными и грузными.

Чор-хары по характеру резко контрастируют с интерьером самой бани: это просторное, светлое помещение с балочным потолком на стойках или колоннах. Суфы разделяются проходами, ведущими ко входу в баню; здесь расставлены дощатые платформы суры, на которых пьют чай и отдыхают. Встречаются приятные пространственные решения с правильной планировкой, верхним светом и деталированными колоннами.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia