Мечеть, как общественный центр
Маленькие гузарные мечети служили не только местом молитвы, но были своего рода общественным центром данного прихода, местом собраний, где обсуждались события, касающиеся прихода или его отдельных жителей: здесь налаживалась организация свадеб, похорон и т. д. В старину сельские мечети предоставляли приют путникам — отголосок древних доисламских традиций домов огня (алоу-хона).
При мечетях помещались начальные школы — мактаб. Двор мечети являлся зеленым оазисом среди пыльных и жарких улиц, а расположенный перед фасадом водоем служил резервом на зимнее время. Водоем всегда осеняют прекрасные деревья, причем в каждом городе обычно излюблена какая-нибудь одна порода деревьев (соответствующая местным условиям) — платан, карагач, тополь и т. д.
Только в таких городах, как Бухара и Хива, со скученной застройкой и засолоненной почвой, дворики мечетей лишены водоема и деревьев. Двор обнесен оградой, а вход часто принимает форму купольной постройки — чортак. Композиция мечетей отличается простотой и ясностью, она варьирует менее, чем облик жилища. Здесь всего два основных компонента — закрытое зимнее помещение и айван, так как минарет далеко не обязателен для квартальной мечети; существенно и то, что климатический фактор в данном случае почти не играет роли при выборе форм.
Основная композиционная тема та же, что и в жилом доме: сочетание объема и портика. Конфигурация плана зависит от пропорций закрытого зимнего зала и айвана, их взаимного положения, соотношения их площадей.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее: