Памятники

Мечеть, как общественный центр

Маленькие гузарные мечети служили не только местом молитвы, но были своего рода общественным центром данного прихода, местом собраний, где обсуждались события, касающиеся прихода или его отдельных жителей: здесь налаживалась организация свадеб, похорон и т. д. В старину сельские мечети предоставляли приют путникам — отголосок древних доисламских традиций домов огня (алоу-хона).

При мечетях помещались начальные школы — мактаб. Двор мечети являлся зеленым оазисом среди пыльных и жарких улиц, а расположенный перед фасадом водоем служил резервом на зимнее время. Водоем всегда осеняют прекрасные деревья, причем в каждом городе обычно излюблена какая-нибудь одна порода деревьев (соответствующая местным условиям) — платан, карагач, тополь и т. д.

Только в таких городах, как Бухара и Хива, со скученной застройкой и засолоненной почвой, дворики мечетей лишены водоема и деревьев. Двор обнесен оградой, а вход часто принимает форму купольной постройки — чортак. Композиция мечетей отличается простотой и ясностью, она варьирует менее, чем облик жилища. Здесь всего два основных компонента — закрытое зимнее помещение и айван, так как минарет далеко не обязателен для квартальной мечети; существенно и то, что климатический фактор в данном случае почти не играет роли при выборе форм.

Основная композиционная тема та же, что и в жилом доме: сочетание объема и портика. Конфигурация плана зависит от пропорций закрытого зимнего зала и айвана, их взаимного положения, соотношения их площадей.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia