Памятники

n

Интерьер бани в Карши

В архитектуре интерьера главенствует мион-сарай, композиция которого в согласии с общей структурой плана определяет характер внутреннего пространства. Мион-сарай или катга-гумбаз параднее и просторнее других помещений, всегда октогонален и покрыт высоким куполом. Эти его черты объясняются тем, что здесь протекали самые существенные и длительные стадии купального процесса — массаж и подготовка к нему.

Интерьер бани в Карши

Интерьер бани в Карши

Возможны следующие варианты объёмно-пространственного решения центрального зала:

  1. по обе его стороны расположена пара лоджий-массажных, открытых к центру широкими арками;
  2. подчеркнута объемная самостоятельность мион-сарая, арка лоджий (которая в этом случае обычно одна) суживается и в углах зала делаются ниши;
  3. мион-сарай архитектурно обособлен, но его замкнутость восполняется глубокими нишами по периметру.

Первый случай, где центральный зал пространственно слит с лоджиями, соответствует крестовой схеме планировки. При этом план зала получается не в виде октогона, но квадрата со срезанными углами, что обусловлено широким пролетом боковых арок. Прекрасным образцом третьего варианта может служить приводимая здесь маргеланская баня с залом правильной октогональной формы. Зал, связанный с лоджиями наполовину, дает промежуточное решение. В рисунке плана последних, в зависимости от того или иного решения, возможны некоторые различия. Так, если они открыты в зал всем объемом, то подчиняются поперечной оси симметрии, если же соединяющая арка узка, они получают собственную продольную ось симметрии и вытянуты  параллельно оси здания.

Лоджии-массажные при центральном зале могут оказаться или совершенно одинаковыми, или неравноценными по величине и архитектурному решению. В последнем случае лоджия для молитвы, даже если она обладает более  продуманными   формами.

Вдоль стен комнат и в нишах расположены возвышения суфа. В первой комнате часто делается очень глубокая ниша с суфой; для одежды в мион-сарае непременно есть суфа в центре, что равносильно геибек-таши турецких бань. В лоджиях суфа — или вдоль стены, или в нишах, иногда совсем отсутствует, а нередко занимает всю площадь лоджии. Открытых бассейнов  или  фонтанов нет.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia