Памятники

n

Баня в Шахрисябзе

Снаружи баня имеет характерный вид: группа куполов находится иногда почти вровень с поверхностью земли благодаря нарастанию отбросов топлива кругом корпуса здания, среди этих куполов высится катта-гумбаз и поднимаются там и сям струйки дыма. Расположение куполов обрисовывает внутреннюю организацию помещений. Конструкция выступает одновременно как архитектурный элемент, будучи покрыта лишь слоем штукатурки.

В плане кое-где различима схема креста, обычного в планировке крымских и булгарских бань. Но здесь крест уже не выступает в отчетливой форме, свойственной татарским и азербайджанским баням, концы его выделены как самостоятельные залы, соотношение величины угловых и средних помещений приведено к равновесию. Есть и еще одно различие. Ввиду того, что в узбекских банях требуется всего восемь зал, выпадает одно из угловых помещений, и в передней части плана получается входящий угол.  Но большей частью фигура креста совершенно  завуалирована.

Баня в Шахрисябзе

Баня в Шахрисябзе

  1. чор-хары,
  2. люнги-хона, где оставляют белье,
  3. теплая промежуточная комната,
  4. центральный зал мион-сарай или катта-гумбаз,
  5. массажные,
  6. отдельная кабина джои-хос,
  7. горячая мыльня иссык-хона,
  8. холодные мыльни саук-хона,  
  9. водоемы су-хона (горячий и два холодных),  
  10. топка

Описанный прием организации весьма распространен (Ташкент, Самарканд, Кашка-Дарья), но не является единственным. В Фергане принята композиционная схема, которая носит ясно выраженные локальные черты: мион-сарай вынесен вперед и граничит с  чор-хары, отделенным от него только одним помещением люнги-хона, тогда размеров врезается глубоко в тело здания.

Контур здания, в первом случае продолговатый, здесь приближается к квадрату. Наконец, особый образец планировки представляют старинные бухарские бани Саррафон и Мисгарон, построенные в XVI веке, но продолжающие действовать до сих пор. Их композиция с рядом полигональных зал не встречает аналогий в банях какого-либо другого города Средней Азии.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia