Баня в Шахрисябзе
Снаружи баня имеет характерный вид: группа куполов находится иногда почти вровень с поверхностью земли благодаря нарастанию отбросов топлива кругом корпуса здания, среди этих куполов высится катта-гумбаз и поднимаются там и сям струйки дыма. Расположение куполов обрисовывает внутреннюю организацию помещений. Конструкция выступает одновременно как архитектурный элемент, будучи покрыта лишь слоем штукатурки.
В плане кое-где различима схема креста, обычного в планировке крымских и булгарских бань. Но здесь крест уже не выступает в отчетливой форме, свойственной татарским и азербайджанским баням, концы его выделены как самостоятельные залы, соотношение величины угловых и средних помещений приведено к равновесию. Есть и еще одно различие. Ввиду того, что в узбекских банях требуется всего восемь зал, выпадает одно из угловых помещений, и в передней части плана получается входящий угол. Но большей частью фигура креста совершенно завуалирована.
Баня в Шахрисябзе
-
чор-хары,
-
люнги-хона, где оставляют белье,
-
теплая промежуточная комната,
-
центральный зал мион-сарай или катта-гумбаз,
-
массажные,
-
отдельная кабина джои-хос,
-
горячая мыльня иссык-хона,
-
холодные мыльни саук-хона,
-
водоемы су-хона (горячий и два холодных),
-
топка
Описанный прием организации весьма распространен (Ташкент, Самарканд, Кашка-Дарья), но не является единственным. В Фергане принята композиционная схема, которая носит ясно выраженные локальные черты: мион-сарай вынесен вперед и граничит с чор-хары, отделенным от него только одним помещением люнги-хона, тогда размеров врезается глубоко в тело здания.
Контур здания, в первом случае продолговатый, здесь приближается к квадрату. Наконец, особый образец планировки представляют старинные бухарские бани Саррафон и Мисгарон, построенные в XVI веке, но продолжающие действовать до сих пор. Их композиция с рядом полигональных зал не встречает аналогий в банях какого-либо другого города Средней Азии.
«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина
Читайте далее: