Памятники

Первобытное искусство

Главная / Архитектурное искусcтво / Первобытное искусство
Мобильное искусство

Первые вещи, сделанные человеком палеолита, имели практическое назначение. Это были предметы повседневного обихода, хотя сегодня назначение многих из них трудно определить. С ориньякского периода они уже украшались декором, но повсеместно декорирование распространяется именно в мадле-не. Среди орудий, сделанных из кости или бивня, выделяются ножи, резцы, скребки, гарпуны и иглы. Обращают на себя внимание копьеметапки, а…

Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская

Вырезанные на скале фигуры представляют собой первые попытки создать барельефное изображение человека. Эти изображения были расценены как символы плодовитости. Возможно, наиболее значительными по своим пластическим качествам являются найденые в Лосселе (Дордонь, Франция) изображения мужчины и женщины, вырезанные на известняковой скале. Для прорисовки женской фигуры, так называемой Венеры Лоссельской (Музей в Сен-Жермен-эн-Лэ) использовался естественный изгиб скалы,…

От палеолита к неолиту

Климатические перемены, наступившие примерно 10 000 лет назад, изменили формы жизни, существовавшие до тех пор. Отступление ледников и потепление климата повлияли на фауну и флору, а также на характер деятельности людей, что изменило их навыки и обычаи. С изменением климата исчезли такие виды животных, как мамонт, северный олень и бизон, и с тех пор частыми…

Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты

Наряду с мужскими и женскими фигурами встречаются и цветные изображения ладоней. Очень часто их средний или безымянный палец выглядит укороченным; это дало возможность сделать предположение о существовании ритуального членовредительства, что еще окончательно не доказано. Уже в самом начале неолита, в ориньякский период, во всем ареале Пиренеев появляются отпечатки рук на стенах пещер. Существует немалое количество…

Изменение художественных ориентиров

К концу мадленского периода все настойчивей становятся попытки передать средствами искусства изменчивый облик окружающего мира, что достигается главным образом путем изображения движущихся фигур и крайнего упрощения их очертаний. Применительно к настенной живописи эту тенденцию можно проиллюстрировать примером искусства обитателей восточной области Иберийского полуострова и севера Африки. Иберийское искусство — если говорить о мезолите — распространяется…

Лобковые треугольники

На протяжении всего ориньяк-пери-горского периода встречаются изображения вульвы в виде максимально абстрактного знака женского репродуктивного органа. Вписанный в женскую фигуру, лобковый треугольник, как правило, акцентирован и в изображениях ориньяк-перигорских «венер» и позже, на мадпенских барельефах. Как и ладони, вульвы могут быть либо прорисованы линейно, либо изображены в цвете, сами по себе или в сочетании с…

Левантийское искусство: стилизованный динамизм

В репертуар этого искусства, поражающего динамизмом в передаче увиденного, входит широкий спектр изображений живых существ (зверей и людей), предметов, занятий и различных сцен. Квалифицированное поначалу, когда в начале XX в. были открыты первые неглубокие пещеры со стенами, покрытыми росписями, как провинциальное отражение кантабрийского, это искусство отличалось от него рядом столь существенных черт, что были все…

Фигуры смешанного типа

Смешанным типом изображения отличаются, главным образом, настенные фигуры, которые располагаются в глубине пещер. Реже они встречаются как примеры резьбы, покрывающей поверхность предметов повседневного обихода. Хронологически они появляются в самом раннем палеолите и встречаются на протяжении всего периода ориньяк перигор вплоть до мадлена. В фигурах смешанного типа сочетаются антропоморфные и зооморфные черты. В итоге возникают «гибридные»…

Техника, тематика и интерпретация

Левантийское искусство создается не в глубине пещер, а в неглубоких впа- динах, почти снаружи, в местах, доступ к которым затруднен. Используется всего один цвет, это может быть красный, оранжевый, черный, изредка белый, всегда на ровной основе, рельефность никогда не подчеркивается градацией цвета. Фигуры большей частью меньше палеолитических, отличаются динамизмом, из них составляются настоящие сцены, в…

Прозрачные изображения

Один из приемов, повторявшихся на протяжении всего палеолита — придание изображению свойства прозрачности. Таким образом становилось возможно видеть внутренности животного, как если бы этому не мешала толща тела. Хотя точных объяснений причин, по которым возник столь странный прием, не существует, есть основания предположить их связь с охотничьей магией. Ведь, как правило, жизненно важные органы зверя…

По материалам Wikipedia