Памятники

n

Первобытное искусство

Главная / Архитектурное искусcтво / Первобытное искусство
Сочетание изображений животных

Сочетание изображений животных и линейных штрихов — типичное явление, как это видно на примере изображения в одной из галерей пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания), где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми линиями, наложенными друг на друга. Неизвестно, имеют ли они некое магическое значение, или речь идет о предварительных набросках по сырой глине. В некоторых случаях свежая…

Неолитическая скульптура и рельеф

Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и носят символический характер. В городищах Иерихон и Чатал-Хю-юк (Анатолия, Турция) обнаружены многочисленные черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкру- стациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой. Скульптуры, изображающие женщин и связанные с культом материнства, встречаются как на Ближнем Востоке, так и в европейском ареале. Из…

Значение искусства эпохи палеолита

Было отмечено, что наскальная живопись эпохи Верхнего палеолита соответствует тотемическим верованиям первобытного человека и что изображенные животные представляли собой тотем, защитник определенной группы людей. Полагают, что их авторы, изображая воспроизведение и обилие животных, совершали некий ритуал «плодородия». Существует также предположение, что это — симпатическая магия, внушающая охотнику надежду на то, что он поразит зверя, которого…

Наскальная живопись пещеры Ласко

Самые типичные и выразительные примеры живописи рассматриваемого периода сосредоточены в пещере Ласко, которая находится во французском департаменте Монтиньяк (Дордонь, Франция). Ее по праву можно назвать подлинным храмом палеолитического искусства. Речь идет о совокупности галерей различной величины, на стенах которых представлен огромный репертуар изображений — около пятисот, —составляющий целый мир, где сошлись животные, населявшие Землю в…

Глина, ставшая искусством: гончарное ремесло

Одним из важнейших технических изобретений неолита стала керамика. С глубокой древности у людей были емкости из камня, но сосудов в полном смысле слова, которые можно было наполнять жидкостью и хранить, до этого времени не существовало. Выбор глины в качестве материала и ее использование для изготовления керамики наверняка, как это бывало с другими великими изобретениями человечества,…

Анализ наскального искусства: его распределение и основа

При анализе произведений наскального искусства следует обратить внимание на некоторые его основные аспекты, такие, как место, где находится изображение, основа, на которой оно было создано, а также формы, в которых распределяются или группируются указанные рисунки. В этом отношении весьма многозначительными являются слова Леруа-Гурана: «В течение долгого времени никто не пытался прочесть наскальные изображения. Специалисты ограничивались…

Период солютре

Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа, исполненного в технике углубления окружающей поверхности. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. Другими словами, очертания…

Техника исполнения: краски, резьба и рельеф

Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием. Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма…

Период мадлен

Мадлен (15 000 — 10 000 лет до н.э.) — последний этап развития палеолитического искусства и его кульминационная фаза. В этот период создаются изображения, отличающиеся наивысшим реализмом. Кроме того, увеличивается количество произведений мобильного искусства из кости и бивня, которые украшаются гравировками, чрезвычайно разнообразными по тематике. Хотя образцы мадленского искусства встречаются по всей Европе, наибольшим изобилием…

Рельефная резьба

Рельефная резьба чаще встречается на статуэтках, чем в наскальной живописи, хотя и в последней ее также можно иногда видеть. Если в первых случаях она представляет собой мелкие фигурки, которыми завершаются изделия из кости, а иногда даже объемные групповые скульптуры, то в наскальной живописи это обычно барельефы. Древние авторы нередко использовали природный рельеф скалистой поверхности, слегка…

По материалам Wikipedia