Легенда о лалах
Лет двадцать назад на месторождении Кухилал произошла необыкновенная встреча. Нашелся один из местных рудокопов, Насрулло Раимов, работавший в копях еще в период афганского владычества, в конце прошлого столетия. Наказанный за какую-то провинность н принужденный бежать из копей, Насрулло припрятал скопленные «на черный день» кристаллы шпинели в одной из выработок (к этому прибегали многие рудокопы, не надеявшиеся на ежедневное горняцкое счастье). Приезд Насрулло Раимова в Кухилал и его встреча с геологами живо описаны в книге О. Е. Агаханянца «За растениями по горам Средней Азии» (Москва, 1972). Автор книги, известный памирский геоботаник, в этот момент находился в Кухилале и был свидетелем того, как старый рудокоп нашел свою обвалявшуюся выработку.
Кухнлалские разработки шпинели, по-видимому, не были единственными в Шугнане. Об этом говорит и упоминавшаяся выше памирская пословица о местонахождениях лалов, а также частые литературные ссылки на древнюю историю копен Сумджина, расположенного в 3 километрах к юго-востоку от Кухилала. Сами копи здесь пока не найдены, но геологические условия района в точности соответствуют «горе лалов». Да и шпинель — не такая уж редкая находка в этих местах. Правда, она мелкая, но прозрачная и обладает красивым розовым цветом. В Сумджине часто рассказывают легенду, свидетельствующую о большом уважении жителей к самобытной истории своего края и его подземным богатствам. Легенда эта записана сотрудником Института геологии АН Таджикской ССР В. И. Киселевым со слов старейшего жителя кишлака Гуломшо Давлатиерова:
«Однажды, очень давно, в Сумджин пришли из Афганистана два брата, чтобы попытать счастья на добыче шпинели. Долго работали они на горе, и все безуспешно. Но, наконец, им повезло. Они нашли богатую жилу, откуда добыли много прекрасных лалов. Видя, что они достаточно разбогатели, братья прекратили работу и спустились в кишлак, чтобы похвалиться своей добычей. Все люди очень удивлялись и восторгались такой удаче. Но этот всеобщий восторг вселил в душу одного из братьев зависть, что он не является единовластным хозяином такого богатства. И задумал он коварное дело. Ночью, когда все спали, он убил своего брата, похитил сокровище и скрылся из кишлака. Во время бегства он все же не удержался и решил еще раз полюбоваться своим богатством. Он остановился, развязал узелок и… обмер: все прекрасные самоцветы превратились в обыкновенные черные угольки. Это настолько его потрясло, что он потерял рассудок и умер».
С этой легендой у местных жителей связано поверье, что лал — это настолько чистый камень, что он не терпит коварства и нечистоплотных людей. И всякого, кто нечестным путем приобретает его, ожидает плохая участь.
Читайте далее:- Приемы горной техники древних рудокопов
- Рудник Канимансур
- Древняя выработка в Канджоле
- Расцвет горного дела в Карамазаре
- Подземные лабиринты Карамазара
- Лалы в ХХ веке
- Месторождение бадахшанских лалов в XX веке
- Копи Кухилала
- Шпинель
- Родина лалов
- Повесть о Памирском «рубине»
- Зарождение горного промысла в Средней Азии