Купол
С точки зрения геометрического родства, купол образует одно семейство с аркой и сводом, ведь простейший купол образуется в том случае, если полуарку прокрутить по окружности вокруг ее центра. В этом смысле ближайшим родственником купола следует назвать многогранный шатер, возводимый из ветвей и травы или из жердей и древесной коры, или из жердей и натянутых на них шкур (вигвам), который разве что несколько моложе шалаша. Однако историческая логика не совпадает с геометрической, и подлинному, истинному своду предшествовал «ложный» свод, судя по материалам археологических раскопок на острове Кипр, изобретенный ранее арки, не позднее V тыс. до н. э. Может, и еще раньше. Вновь мы сталкиваемся с изобретением по необходимости, из-за нехватки леса на каменистых пустошах или на лессовых равнинах. Если древнейшие жители Кипра сооружали дома практически без стен — в виде одного только ложного купола,1 то в древнейшем городе Месопотамии, в Уре, ложный купол, выложенный из привезенного издалека камня, ставили для устройства подземных царских гробниц бок о бок с ложными сводами. Совсем небольшие, диаметром от двух до трех метров, эти купола были так надежно завалены грунтом, что, в отличие от египетских пирамид, они так и не были найдены грабителями еще в древности, что и позволило археологам извлечь на поверхность множество замечательных свидетельств мастерства шумеров. Точно такие же конструкции обнаружены и в равнинном Китае, в толще лессовых полустепей.
Самый большой ложный купол из построенных в Микенах в XIII в. до н.э. изумляет смелостью давних строителей. В диаметре он около 15 м, а высотой в замке — более 13 м. Этот мавзолей, известный античным историкам и заново открытый знаменитым Генрихом Шлиманом, искавшим и нашедшим легендарную Трою, так потряс воображение археолога, что он поспешил счесть его гробницей царя Агамемнона. Позже его стали называть гробницей царя Атрея, и этот превосходный памятник догреческой архитектуры Европы известен историкам под этим именем.
Казалось бы, древние мастера, высекавшие храмы в скалах, должны были изобрести форму купола из одного подражания природе. Однако этого не случилось, и, скажем, в иорданской Петре в скальном массиве позади эффектных фасадов расположены вполне обычные кубические полости интерьеров. В Индии, в пещерном храме Аджанта и в ряде других пещерных храмов неподалеку, есть полукупола, но так как они выбиты в скале, считать их примером подлинного купола невозможно. Истинным творцом купола был Адриан — император и вместе с тем вполне законченный архитектор, реальный создатель Пантеона, уже упомянутого в предыдущей главе. И сооружение, и автор заслуживают отдельной истории, и мы к ней еще вернемся. Единожды возникнув, этот рукотворный небосвод, сохранившийся в самом центре Рима, оказал колоссальное воздействие на воображение многих поколений архитекторов. При обсуждении темы света уже упоминалось о том, что зодчие византийского императора Юстиниана предприняли дерзкую попытку водрузить уменьшенную копию Пантеона на верх храма Св. Софии.
Обширное подкупольное пространство они сделали шире, умело передав тяжесть купола не только мощным опорным столбам, но и полукуполам, а от них уже — на усиленные стены, держащие грузе купола на пределе.
Теперь два знаменитых купола вздымались над миром, а в VIII в. к ним добавился и третий, собранный из деревянных конструкций и сверху покрытый золоченой медью купол Мечети на Скале в Иерусалиме. Султан Аль Малик велел возвести этот купол, чтобы превзойти уже знаменитую тогда христианскую святыню, храм Гроба Господня.
Три великих купола — этого было довольно,чтобы форма, сразу же признанная священной разошлась по всему свету, вплоть до Индии, Тибета, Индокитая и Индонезии, где чаще всего мы имеем дело лишь с внешней формой купола, так как в действительности ею венчается монолитное сооружение (ступа), вообще не имеющее внутренних пространств.
Средневековая Европа не строила куполов, так что только с эпохи Ренессанса начинается возрождение купольной конструкции и купольной формы. Напротив, средневековая Русь и православные страны Балкан сохраняли непревзойденный византийский образец в практически неизмененном виде, хотя и в более скромных размерах. Начиная с работы Филиппо Брунеллески, выигравшего состязание на право перекрыть куполом флорентийский собор Девы Марии, началось своего рода заочное состязание европейских архитекторов в поисках самого эффективного, самого легкого и красивого решения. Купол становится с этих пор авторским, именным, так что мы будем разбираться с его загадками и решениями там, где речь будет идти о мастерах и их творчестве.
Как и свод, купол в XIX в. стали возводить из металла, набирая его из отдельных секций и тем необычайно ускорив процесс монтажа. При этом достаточно долго основной объем сооружений продолжали оформлять в том или ином варианте неоклассики. Поскольку при этом вполне естественно предпочтение было отдано камню, возникал все более очевидный сбой стилистических систем. Металлические конструкции куполов старались замаскировать снаружи накладными каменными ребрами, либо стремились скрыть его полностью за высоким парапетом.
В XX в. было естественно попытаться собирать купола из сборных железобетонных элементов, и такого рода конструкций было возведено немало, в том числе известные купола Луиджи Нерви. Известный конструктор Бакминстер Фуллер активно пропагандировал сборку т. н. геодезических куполов из тонких металлических стержней или тонких листов любого материала, вплоть до картона. И все же к середине века купол начинает уступать место тонкой железобетонной скорлупе — оболочке. В этом случае элементы купола сначала сваривают из стальных стержней и сеток, затем уже набразгивая поверх цементный раствор. Конструкции в действительности получаются при этом достаточно тяжелыми, сложными и дорогими, как это случилось с «парусами» знаменитого оперного театра в Сиднее. То же происходило с т.н. подвесными конструкциями. Сложность монтажа перевешивает прочие достоинства, и их применяют только тогда, когда необходимо перекрыть свободное от опор пространство с огромным пролетом. Так, главные торжества по случаю наступления 2000 года состоялись под крупнейшим в истории «куполом», выстроенным для этой цели в Лондоне. Кавычки вполне уместны, так как в действительности тонкая оболочка, созданная Ричардом Роджерсом, только лишь изображает собой купольную форму. Однако скорее всего, долгая карьера купольной конструкции протянется в будущее.
Начиная с ложных сводов Шумера, Китая или Микен, эволюция купола шла в двух обособленных направлениях. Одно — это сольный купол, зрительно подчиняющий себе сооружение, которое превращается в своего рода пьедестал для единственного купола. Другое — пирамидальное нагромождение куполов, когда архитектурно-скульптурная форма по своим художественным качествам превышает значение отдельного купольного элемента. В интерьере иначе — каждый купол воспринимается как отдельность.
Купол парижского Пантеона, воспроизведший модель Микеланджело (слева внизу), равно как купола собора Св. Павла в Лондоне или Казанского собора в Петербурге, сразу же играли качественно иную роль. Поднятые на высокие, многоклонные «барабаны», эти купола изначально были задуманы как доминанты в общем силуэте города. Довольно редко применяемый в современной архитектуре купол не претендует обычно на такую значимую роль.
Современный вид храма Св. Софии в Стамбуле имеет немного общего с тем, как храм воспринимался жителями Византия-Константинополя. Естественно, следует мысленно убрать минареты, но главное в другом — храм был обстроен со всех сторон, и у него строго говоря не было фасадов. Над городом парил единственный плоский купол, подлинная же художественная программа развертывалась в интерьере, где над единым зальным пространством парило искусственное «небо», мерцавшее золотой мозаикой.
Архаичный деревянный купол Золотой мечети в Иерусалиме сохраняет без из менений свою сакральную функцию, служа пологом над скалой, с которой Магомет был вознесен на небо. По отношению к этому смысловому ядру прочие пространства мечети служат обрамлением.