Основание
Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором «Собора Парижской Богоматери» Виктором Гюго: «Архитектура — застывшая музыка». Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения «мелодий», когда в сознании сочинителя есть еще только замысел, когда композитор начинает оформлять его в первых набросках или даже когда мелодия только еще слышна внутренним слухом. Всякая аналогия обманчива, создавая иллюзию объяснения, однако какой-то аналогией воспользоваться всегда полезно, и здесь мы предпочтем сравнения с «азами» литературы.
Обычно говорят, что в распоряжении композитора всего семь нот — только лишь семь звуков, различающихся по высоте тона. В действительности конечно же вся палитра композитора гораздо шире, но семь нот — в основании всего мира мелодического звучания. Черным и белым оперирует график. Массой и отъятием массы — скульптор. Черным, белым и тремя цветами — синим, красным и желтым -охватываются исходные основания работы живописца.
А что же находится в самом основании творчества архитектора?
Это основание тройное. В первой группе «буквы», пять базисных конструкций: стойка, стена, балка, свод и купол. Все безграничное богатство архитектурных форм было создано сочетанием этих фигур устойчивости, однако «слов» из этих букв еще не составишь, как не. составишь полных фраз из одних только имен существительных. Вторую, совсем маленькую группу образуют «союзы» — органические «молекулы» пространственного решения: комната, коридор и лестница.
Все разнообразие пространственных композиций, издавна составляющих суть архитектурного творчества, набрано сложным сочетанием этих элементов между собой. В отличие от грамматики текста, где, наряду с утверждением, важную роль играют также отрицание и вопросительная интонация, в архитектуре есть только утверждение и только восклицание — возведенные суждения ничего не отрицают и ни о чем не вопрошают. Это они нередко задают историку загадки, и это он ставит вопросы по поводу сооружений и ищет на них правдоподобные ответы.
Третью группу «элементов» образуют формулы мелодического строя — различные типы композиции, или основные фигуры сочетания оснований.
Так просто? В действительности все значительно сложнее, потому что многообразие форм, которые принимают «элементы» в опыте мировой архитектуры, хотя и поддается подсчету, но с величайшим трудом.
Японский архитектор Тадао Андо создал внутренний дворик Музея детского творчества в префектуре Хьёго, воссоздав древнюю структуру египетского гипостильного зало, кровлей которому служит один небосвод. Независимо оттого, сложная или простая форма придана колонне, она подсознательно отождествляется с человеческим телом, так что и без единой человеческой души пространство, заключенное в сетку колонн, кажется населенным.
Где бы ни обнаружилась эта структурная форма — в Ирландии, на Мальте или в Японии, как в этом случае, неколебимо установленная стойка была могучим жестом самоутверждения человека на Земле.
Читайте далее: