Памятники

Сельское жилище

В недавнем прошлом основная масса населения проживала в селениях (кишлаках). В Хорезме господствовал усадебный тип расселения, редкий в других областях.

Кишлак и город развивают один и тот же архитектурный тип жилья, с отличием, что сельское жилище упрощено по формам и деталям. Единство  типа  ясно  видно при  сопоставлении  архитектуры  дома  Бухары и кишлаков Бухарской области, Шахрисябза и населенных .пунктов бывшего Шахрисябзского бекства и т. д. Например, дома в Вуадиле в Фергане воспроизводят типичный прием Маргелана и Коканда с центральным внутренним айваном, где, однако, фасад последнего обозначен лишь стойками при отсутствии ставен.

Дом Туйчибая Дадабаева в Вуадиле. Фергана.

Дом Туйчибая Дадабаева в Вуадиле. Фергана.

I — ташкари, II — ичкари, III — фруктовый сад, 1 — михманхона, 2 — жилые  комнаты, 3 — кладовая, 4 — курятник, 5 — скотник.

Особый весьма любопытный в архитектурном отношении тип жилья представляют укрепленные усадьбы Хорезма, сохраняющие почти нетронутыми черты раннего средневековья. Эти усадьбы, обнесенные прямоугольником высоких стен, до недавнего времени были обиталищем большой   патриархальной  семьи.   С распадом последней  площадь хаули делится на два-три двора, где проживают родственники. Стены, как внешние, так и внутренние, кладутся из пахсы (битой глины). От ворот внутрь усадьбы идет крытый проход — долон, окруженный жилыми и хозяйственными помещениями. Открытые дворы занимают небольшой процент площади. Окружающая двор стена снабжена по углам и по сторонам круглыми башенками — контрфорсами, которые фланкируют также массивные ворота.

Пригородные самаркандские усадьбы кургон внешне напоминают хаули, но по существу от них значительно отличаются. Здесь глинобитная стена с башенками заключает не одно жилье, как в Хорезме, но также сад и хауз (водоем). Жилая постройка назначена лишь для одной семьи и обладает   в общем   чертами и конструкцией городского дома.

В  деталях  чрезвычайно  интересны  оба типа усадьбы.

До сих пор кое-где не вышел из употребления кочевой тип жилья — юрта. Некоторые узбекские племена продолжали вести кочевой и полукочевой образ жизни, население собиралось в кишлаки зимой и кочевало с юртами летом. Например, Ширабад Сурхан-Дарьинской области заселялся только на зиму, а летом почти пустовал. Еще теперь жители нижнего течения Аму-Дарьи параллельно с домом держат юрты, в которых живут летом и которые убирают на зиму. Во дворах Таш-Хаули, резиденции хивинского хана Ала-Кули (XIX в.), остались круглые и квадратные постаменты для юрт, которые ставились на летнее время.

Сборный остов юрты закрывается кошмой с отверстием сверху. Посредине юрты — очаг. По правую сторону — ларец с продуктами, в глубине — сундук с утварью, поверх которого складываются на день одеяла. Внутренность юрты не лишена своеобразных украшений в виде вышивки и перекрещивающихся на куполе лент с кистями.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia