Памятники

Колонны

Поскольку в узбекской народной архитектуре большую роль играет айван, немаловажной деталью фасада — а в мечетях и интерьера — является деревянная колонна устум, сутун.

Колонна хивинского домаОрдер состоит из следующих частей:

  1. колонна,
  2. подбалка,
  3. прогон (архитрав),
  4. карниз.

Колонна не обязательно имеет налицо все свои архитектурные элементы базис и капитель. Последняя нередко отсутствует. Но между колонной и прогоном непременно вводится подбалка, более необходимая, чем капитель, которую поэтому следует причислить к элементам колонны и рассматривать в общей связи. Роль подбалки — уменьшать прогиб прогона.

Колонны жилища и квартальной мечети различаются главным образом величиной и богатством моделировки. Форма базиса пай-устум в его наиболее распространенном виде состоит в постепенном переходе от квадратного сечения к восьмигранному, причем профиль средней части представляет вогнутую кривую. Этот  базис применяется по всей территории Узбекистана, за исключением Хорезма, где он значительно видоизменен и получает более плавные формы.

Ствол колонны с уширением вниз имеет преимущественно круглое или же квадратное, шести- и восьмигранное сечение. В основании ствола лежит шаровидная форма — традиционный кузаги. Это наиболее общий и характерный элемент среднеазиатской колонны, так как он является почти  непременной  принятой  деталью.  Кузаги  полуприкрыт набегающими сверху лопастями в виде листьев. Эти лопасти изображают мадохиль, своеобразный и характерный мотив, который играет огромную роль в архитектурном оформлении и фигурирует в любой отрасли декоративного искусства.

В элементарном виде он похож на трилистник с заостренным средним зубцом, но его варьируют и усложняют до бесконечности. Иногда кузаги очень схематизирован, теряет округлость, будучи снизу почти плоским, или совсем опускается, и о нем напоминает лишь небольшое округление граней в основании ствола. Выше кузаги ствол колонны остается гладким или моделируется, причем формы отделки диктуются местной традицией (гранение в Фергане и Ташкенте, спиральная нарезка в Хиве и Кашка-Дарье и т. д.). Иногда тело колонны покрывается сплошь резным орнаментом.

Формы капители калля разнообразны, но в общих чертах могут быть разделены на три категории:

  1. сталактитовые — калля мукан-нас,
  2. конусовидные,
  3. упрощенно-геометрические.

Первые, в свою очередь, могут быть подразделены по форме сечения на звездчатые, многогранные (обычно октогональные), круглые и квадратные. Они употреблялись по преимуществу в мечетях, а в жилище носили упрощенный характер. Последние — редкая, специфически кокандская разновидность. Конусовидные — пережиток древней традиции, общепринятой в Средней Азии вплоть до XVI века, теперь сохранились в Шахрисябзе и кое-где в Хиве (Таш-Хаули). Оформляются в несколько ярусов мелких нишек. Геометрические схематизированные капители обычно являются принадлежностью позднейшего времени и представляют простое продолжение ствола в форме бруса квадратного сечения, слегка профилированное на углах.

Подбалка боша имеет фигурные очертания, причем наиболее употребительны интерпретации рисунка мадохиль. В Ташкенте Формы подбалки классифицируются глазным образом: якка – мадохиль, кош-мадохиль (т. е. одинарный и двойной мадохиль) икучкор шохи (в виде рога). Мадохиль лежит в основе не только рисунка подбалки и упомянутых лопастей у основания ствола колонны, но также встречается в формах капители.

В отдельных областях колонна получает характерные локальные черты и формы ее выливаются в четкий неповторяющийся тип. При этом отношение к колоннам дома и мечети различное. В Фергане и Ташкенте колонны домов в общем проще, чем колонны мечетей, и далеко не всегда имеют капитель. Но в мечетях колонны со сталактитовыми капителями. В Коканде распространена особая форма грушевидного базиса.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia