Памятники

Освоение наследия

Большое место вопросу освоения наследия уделяет автор статьи «Архитектурная практика города Алма-Ата и проблемы национальной архитектуры» М. М. Мендикулов, который занимает в основном правильную позицию, утверждая, что в Казахстане налицо достаточный исторический материал для разработки национальных форм советской архитектуры; правильна и его позиция по отношению к монументальным памятникам зодчества Казахской ССР. Но никак нельзя согласиться с автором статьи, когда он рекомендует украшение классического ордера национальным орнаментом в качестве идеального решения вопроса.

Безусловно неправильно ставить подобный эклектический прием в качестве первого источника при работе над национальной формой, тогда как отечественное монументальное зодчество оказывается на втором месте. Третьим источником названо народное декоративное искусство. Мы находим, что в данном случае следовало бы поставить вопрос и об использовании форм народного жилища, сложившихся у братских народов Средней Азии, — в первую очередь узбекского жилища.

Не менее важна критика, объективная оценка, помогающая осознать положительные качества того или иного проекта и допущенные промахи, которая даст возможность выправить творческую линию. Не надо успокаиваться на достигнутом, но продолжать изучение и обмеры памятников, особенно произведений народной архитектуры.

Итак, условием работы над проблемой национальной по форме социалистической архитектуры Узбекистана является прежде всего внимательное изучение традиций узбекской архитектуры. При этом нельзя ограничиваться поверхностным знанием внешних форм, надо знать и общие композиционные приемы народной архитектуры, ее принципы и сущность. Условием изучения является, с одной стороны, продолжение обмерно-исследовательской работы, с другой стороны, обработка и публикация собранного материала.

Условием работы над проблемой национальной формы является, далее, разработка теории вопроса, метода подхода к восприятию архитектурного наследия. В заключение хочется сказать еще следующее. Для того чтобы проникнуть в сущность народной архитектуры, понять ее сокровенный смысл, а затем перенести ее приемы и принципы в современную практику, недостаточно подойти к ней с холодной любознательностью, оперировать бесстрастно и равнодушно. Нужно, чтобы эмоциональность народного творчества нашла живой отклик в творчестве автора, тогда лишь он найдет ключ к решению своей задачи.

Наконец, для того чтобы успешно создавать произведения социалистической архитектуры, необходимо в полной мере использовать богатое наследие народной национальной архитектуры, создавшей для воплощения своих образов язык ясный и простой, разнообразный и красочный.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia