Памятники

Вкомпоновка

Весьма удачна мысль вкомпоновать по периферии чаши круглые вентиляционные отверстия с ажурными резными решетками. Выпуклая профилировка барьера балконов и лож выглядит несколько чужой в общем простом и строгом комплексе архитектуры зала. Не совсем удачен слишком крупный рисунок плоских частей плафона, которые мало гармонируют с общим, детально продуманным строем форм.

В отношении декоративных композиций, выполненных по рисункам Щусева, необходимо сказать следующее. Мастерски передавая все богатство растительного орнамента, автор незаслуженно оставил в стороне прекрасные геометрические построения. Чувствуется односторонность в подходе к этой области наследия национального творчества. Разумеется, совсем не обязательно было бы употреблять какие-либо сухие и монотонные геометрические композиции, но сочетание геометрических мотивов с растительными дало бы, несомненно, хорошие результаты, расширив декоративные возможности.

Если вестибюль, фойе и зрительный зал оформлены по замыслу и рисункам А. В. Щусева, то боковые кулуары были целиком предоставлены Хивинский зал, где работали мастера Балтаев и Абдуллаев, передает прелесть ювелирно-тонких орнаментальных композиций Хивы. Общий характер убранства контрастирует с бухарским своим спокойствием и сдержанностью. Вход открывается широким, обрамленным жгутиками порталом с легкой стрелой подъема. Плафоны опираются на консоли, копирующие деревянные детали карнизов хивинского жилища. Тройные консоли поддерживают прогоны. Посредине плоских плафонов — прелестные медальоны, чрезвычайно характерные для хивинской резьбы по дереву. Плоскости стен, за исключением панели и пилястр, оставлены гладкими. Местами вкомпонованы резные мраморные доски.

В Самаркандском зале работы мастера Кули Джалилова — прекрасное сочетание белоснежного алебастра и желто-розового газганского мрамора, обрамляющего широкой полосой резные панно. Кроме того, под пилястрами введен низенький цоколь черного мрамора. Плафоны заполнены характерным геометрическим орнаментом с многолучевой звездой, а вдоль стен расположен ряд декоративных сталактитовых куполкоз — хаузаков.

В Ташкентском зале, оформление которого возглавил Ташпулат Асланкулов, расцветает пышная декоративность местных мотивов. Огибающий стены и балки фриз несет орнамент, очень характерный для потолочной росписи, зеркала стен украшены очень красиво прорисованным контуром фестончатой арочки и мотивом вазона с цветами. В целом убранство зала замечательно продумано и цельно.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia