Памятники

Строительство в сороковых годах

Совместная работа архитектора и народных мастеров является серьезным вопросом. К настоящему времени насчитывается уже немало опытов такого коллективного творчества. Народные мастера участвовали с архитектором Полупановым в постройке павильона Узбекистана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и в оформлении зала заседаний Верховного Совета УзССР, вложили свой опыт в строительство бань местного типа, где большую роль играло искусство мастера Юсуф-Али Мусаева (впоследствии действительного члена Академии наук УзССР); народные мастера Бухары, Хивы, Самарканда и Ташкента работали над оформлением Театра оперы и балета им. Навои и Театра им. Ташгорсовета в Ташкенте.

К совместному с мастерами творчеству архитекторы подходят обычно двояким образом: предоставляют им полную свободу выбора форм или орнамента на определенном участке или, напротив, дают готовый чертеж, сводя их участие к простому исполнительству. Ни то, ни другое не может дать полноценного результата. Надо найти такую форму сотрудничества, когда возможности автора и мастера исчерпываются полностью, когда автор одновременно руководит и учится и когда произведение получает национальные формы на базе советской идейности.

Автор вправе диктовать свой замысел лишь в том случае, если он хорошо знаком с приемами национального зодчества и создает на их основе новые художественные формы. В этом случае мастер помогает автору своим опытом, а последний руководит им. Без понимания исторически сложившихся традиций результатом такого подхода явится потерявшая конструктивные и архитектурные свойства или, в лучшем случае, чисто декоративная форма. Идеальное сотрудничество архитектора и мастера предполагает совершенное овладение автором историческим опытом и полное взаимное понимание. Достигнуть такого плодотворного синтеза — почетная задача советских архитекторов Узбекистана.

Крупным событием в жизни столицы Узбекистана была постройка Государственного театра оперы и балета по проекту академика А. В. Щусева. Строительство его было начато в 1940 году, но прервано в начале Великой Отечественной войны. В 1943 году строительство было возобновлено и закончено к тридцатой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. До Октябрьской революции национальная узбекская культура не знала таких форм искусства, как театр и балет, и тем более такой сложной синтетической формы искусства, как опера. Теперь на сцене Государственного театра оперы и балета ставятся, наряду с произведениями классической и советской русской оперной музыки, опера и балет узбекских композиторов силами выросших за годы советской власти замечательных узбекских артистов.

Тематикой оперной музыки служат поэмы великого узбекского поэта Алишера Навои, события истории узбекского народа и нашей советской действительности. Отсюда ясно, какое богатейшее содержание призвана воплотить архитектура здания театра: это синтез новых, социалистических искусств, их развитие и расцвет в условиях сталинской национальной политики, их национальная форма и социалистическое содержание. Ясно, какая благодарная, но и сложная задача выпала на долю автора проекта. Эта задача могла быть решена только на базе национальных традиций, архитектурного наследия республики. Первоначальный проект театра был выполнен еще в 1934 году в формах римской классики. Но в процессе работы над проектом А. В. Щусев неизбежно должен был обратиться к национальным формам.

«Народные традиции архитектуры Узбекистана», В.Л.Воронина

Читайте далее:

По материалам Wikipedia