Памятники

Колизей (Амфитеатр Флавиев)

Главная / Колизей (Амфитеатр Флавиев)

Амфитеатр Флавиев, или как его еще называют – Колизей, является одним из наиболее знаменитых мест на планет. Кроме того, это единственный древнеримский амфитеатр таких колоссальных размеров. Находится эта уникальная достопримечательность в Риме, между тремя холмами на месте бывшего пруда, который когда-то принадлежал «Золотому дому» Нерона. Постройку этого Колизея начал император Веспасиан сразу после победы над иудеями. Завершил строительство уже его сын, император Тит, в 80-ом году. Открытие амфитеатра ознаменовали играми.

Изначально название Колизея было именно Амфитеатр Флавиев. Назван он был в честь рода императоров, воздвигнувших его. Однако, начиная с VIII столетия, его начали называть Колизеем. Почему именно так – точно неизвестно, но существует две версии на счет этого. Согласно первой – из-за гигантских размеров сооружения, ну а по второй – так как амфитеатр находится в непосредственной близости к статуе Нерона огромных размеров, которую он воздвигнул в свою честь.

В течение длительного времени Колизей был для римлян и гостей города местом всевозможных развлечений. Там устраивали бои между гладиаторами, звериные травли и даже морские бои. Когда-то давно существовало мнение о том, что в Колизее осуществлялась казнь христиан. Однако множество проведенных исследований показало, что это был просто миф, специально созданный католической церковью.

Колизей (Амфитеатр Флавиев)

Во времена правления императора Макрина в амфитеатре случился сильный пожар, вследствие чего сооружение очень сильно пострадало. Но по указу Александра Севера здание Колизея было отреставрировано. В 248 году на арене амфитеатра прошло празднование тысячелетие существования самого Рима. В 405 году Гонорием были запрещены битвы гладиаторов, так как они противоречили христианской религии. А вот травля зверей все еще продолжалась до самой смерти Феодорика Великого. Следующий период времени для Колизея стал периодом упадка.

После нашествия варваров амфитеатр запустел, по этой же причине началось его разрушение. В 1332 году аристократы начали устраивать на арене Колизея бои быков. Но уже тогда он начал понемногу разрушаться. С тех пор на него начали смотреть ни как на великое архитектурное произведение, а на место добычи строительного материала для более новых сооружений. Не смотря на то, что камни выламывались нарочито и очень активно, большая часть сооружения все же уцелела. Но все-таки внешний его вид был ужасно обезображен. Начали подумывать над тем, чтоб воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики. До этого дело не дошло, но все же со временем он был превращен в завод по добыче селитры.

Улучшилось отношение к этому великому архитектурному памятнику только в XVIII столетии, когда Бенедикт XIV посвятил это место христианским мученикам и велел воздвигнуть посредине арены крест в окружении ряда алтарей. Там они простояли до 1874 года. Все последующие папы продолжали заботу о Колизее. Даже были предприняты некоторые действия по реставрации внутренних лестниц и поддержке тех частей стен, которые должны были обрушиться.

На сегодняшний день итальянское правительство очень внимательно относится к охране и сохранению Колизея. В процессе заботы об амфитеатре были собраны все камни, вывалившиеся из стен, и вставлены на свои места. Кроме того на арене, в ходе раскопок, было обнаружено множество подземных помещений. Именно оттуда на арену выдвигали людей и животных, а также наполняли ее водой во время морских боев. Все же. Не смотря на то, что Колизею пришлось очень много пережить, от чего от его былой внешней красоты и славы не осталось и следа, он остается все таким же величественным и зачаровывающим.

На сегодняшний день Колизей – это символ Рима и излюбленное место туристов. И 7 июля 2007 года он был признан одним из Семи Чудес света. Теперь немного о конструкции. Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса с ареной в центральной части, окруженной местами для зрителей. При этом форма этой арены также эллиптическая. Но при сходстве по формам с другими римскими амфитеатрами, он все же отличается от них. И его отличие – это гигантские размеры. Он признан самым грандиозным среди всех остальных амфитеатров. Его размеры таковы, что он мог запросто вмещать себя до 87000 зрителей, решивших поглазеть на очередное представление.

В процессе строительства Амфитеатра Флавиев был использован травертинский камень, соединенным между собой прочными железными сваями. Для внутренних работ также использовались местные кирпичи и туф. Внешний облик здания представал перед нами тремя ярусами арок. Между арками располагались полуколонны. Причем в нижнем ярусе был использован тосканский стиль, в среднем – ионический, ну а в верхнем – коринфский. Если судить по древним монетам, сохранившимся до наших дней, на которых изображен Колизей, то в каждом пролете арки на среднем и верхнем ярусе находились статуи. Поверх третьего аркадного яруса находится еще четвертый этаж, который представляет собой одну сплошную стену, разделенную на компартименты, в середине которых находится по одному окну. С четырех сторон амфитеатра находились трехарочные ворота, двое из которых предназначались для императорской семьи. Остальные использовались для ввоза необходимых машин, ввода людей и животных, а также для торжественных шествий.

Зрители могли попасть в амфитеатр из-под арок, расположенных на нижнем этаже, каждая из которых была помечена цифрами. К своим местам они поднимались по 76 лестницам. Все эти зрительские места располагались вокруг арены и представляли собой каменные скамьи, размещенные одна над другой.

Нижний ряд предназначался для императорской семьи, весталок и сенаторов. При этом для самого императора имелось особое возвышенное место. Зрители от арены были ограждены высоким парапетом для защиты от зверей, выпущенных в ходе представления. Ну а далее уже шли места на трех ярусах для остальной публики. Первый ярус включал в себя 20 рядов каменных скамей, которые, кстати, на сегодняшний день полностью разрушены. С них за представлением, происходящим на арене, наблюдали представители городской власти и сословия всадников. На втором ярусе было расположено 16 скамей, которые предназначались для народа, имеющего права на римское гражданство. Второй и третий ярус были разделены высокой стеной. Кроме того этот ярус располагался под большим наклоном, чтоб у зрителей, находящихся там, была возможность наблюдать за происходящими действиями. Места на третьем ярусе предназначались для людей низших сословий.

Над третьим ярусом также был расположен портик, соответствующий по размерам самому Колизею. Одна сторона портика примыкала к внешней стене амфитеатра. Во время проведения представлений на крышу помещали матросов императорского флота. В их обязанности входило натягивание тента, который будет защищать всех зрителей от палящего солнца или же от струй дождя. Этот тент крепился к мачтам, расставленным по краю стены, при помощи канатов. Даже сейчас на внешнем карнизе можно увидеть отверстия, через которые и проходили мачты. Своим низом они упирались в камни, выступающие из стен. Места, предназначенные для зрителей, поддерживала крепкая конструкция, в которой находились коридоры, камеры, предназначенные для различных целей, а также лестницы, которые вели на верхние ярусы амфитеатра.

Непосредственно под самой ареной, ориентировочно возле внутренней стены, были расположены клетки для зверей, участвующих в представлении. Ну а ближе у центральной части арены, как уже ранее упоминалось, находилось множество столбов, стен и опор, которые не только поддерживали арену, но и служили механизмом для появления на ней декораций, людей, животных и так далее. Кстати, даже с учетом того, что раскопки продвинулись уже на большей части арены, предназначение многих нижних конструкций все еще остается загадкой. За всю историю Колизея амфитеатр потерял больше половины своей массы. Однако, не смотря на это, он все же остается гигантским сооружением. В XVIII веке одному архитектору пришло в голову просчитать количество строительного материала, заключенного в Колизее и определить его стоимость. Как оказалось, с учетом ценовой политики того времени, его стоимость составила приблизительно 8 миллионов франков. Именно поэтому еще с древних времен Колизей считается символом величия самого Рима.

Как уже говорилось, Колизей – величественное и прекрасное сооружение, считается символом Рима точно также как, к примеру, символом Парижа является Эйфелева башня, символом Лондона – Биг Бен, символом Москвы – Спасская башня Кремля, символом Пизы – Пизанская башня, ну а символом Праги – Карлов мост. На карте Европы, при схематическом ее отображении, Рим очень часто помечен именно изображением Колизея.

Однако это не единственная сфера использования образа Колизея. Так, к примеру, горящий амфитеатр изображен на заставке компьютерной программы Nero. Или же возьмем группу Арию, исполнившую песню под названием «Колизей». Ну и, наконец, компьютерные стратегические игры, направленные на развитие земель и цивилизаций: Civilization III, Civilization IV, Age of Empires. А вот для съемок фильмов про гладиаторов Колизей категорически не подходит, так как это не позволяет делать его нынешнее состояние. Именно поэтому роль амфитеатра Флавиев исполняет другой амфитеатр, находящийся в Тунисе. После Колизея он является вторым по своей величине, при этом сохранился гораздо лучше.

По материалам Wikipedia    Яндекс цитирования      Rambler's Top100