Памятники

Ратуша (Эстония, Таллинн)

Главная / Ратуша (Эстония, Таллинн)

Ратуша (Таллин, Эстония)

На центральной площади Старой части Таллинна возвышается городская Ратуша. Двухэтажное строение венчает башня, вдоль всей стены на уровне первого этажа сооружена аркада. Второй этаж украшают окна, расположенные в беспорядке. Завершением своеобразного облика ратуши являются элементы архитектуры, присущие способу возведения крепостей – бруствер с бойницами. В ратуше имеется укрепленный подвал, интерьер которого перекликается с интерьером первого этажа, объединяя полы восточной и западной частей строения, расположенных на разных уровнях.

По способу постройки видно, что помещения второго этажа находятся в одной плоскости и позволяют сделать вывод, что они возведены в одно и то же время. В Ратуше имеются парадные помещения: двухнефтный бюргерский зал с восьмигранными колоннами и крестовыми сводами и однонефтный зал магистрата, а так же помещение для кухни и служебные комнаты. Бюргерский зал служил так же передней комнатой, из нее можно попасть на лестницу, ведущую к главному порталу здания. Под залом располагается трехнефтный зал, предназначенный для торговли. Он уже бюргерского зала, его потолки значительно ниже. По первоначальному замыслу в торговый зал входили через полукруглую дверь с улицы.

В восточной части здания, на уровне торгового зала была оборудована камера пыток, которая в настоящее время соединена с торговым залом. Первоначальный вход в камеру был доступен через лестницу, ведущую из зала магистрата или с улицы. За камерой пыток находятся подвалы, полы которых выше, чем в трехнефтном западном подвале. На первом этаже части здания, выходящего на площадь, находится помещение с цилиндрическими сводами, в которой хранились городская казна и государственный документы, содержание перечень привилегий Таллинна.

Ратуша (Таллин, Эстония)

Рядом с комнатой казны сооружена большая топка, предназначенная для отопления калорифера под залом магистрата. В комнату входили по южной лестнице прямо с улицы. Другая лестница вела в ратушную кухню. В здании Ратуши имеются две средневековые санитарные комнаты. Одна из них расположена в восточной части здания, возле кухни, вторая сооружена в юго-восточном углу, вход в которую был сделан в стене бюргерского зала. В Ратуше отапливались только три помещения: калорифер обогревал зал магистрата, камин отапливал служебную комнату, а кухню обогревал очаг, накрытый кожухом. Подобная система отопления существовала и в городских жилых домах.

Ратуша была возведена в 1341 году, но здание, расположенное на Ратушной площади, относится к постройкам 1402-4 года. При его сооружении было использовано уже имеющееся сооружение. Работу проводили каменотесы Геркен и его помощники Матиас и Якоб с наемными рабочими. Все детали здания, выполненные из тесаного камня, отличаются строгими пропорциями, характерными для таллиннских мастеров XV века. Признаком этого стиля служат порталы и многочисленные детали, которые можно увидеть так же в жилых и административных домах, возведенных в то же время что и Ратуша, сохранившиеся до настоящего времени. Ярким примером средневекового каменного зодчества служат Большая и Олаевская гильдия, жилые дома NN 34 и 3 на ул. Ратаекаэву, оружейная мастерская.

Ратуша подверглась некоторым перестройкам в XVII веке, когда администрацией города было принято решение сделать ее фасад симметричным, в соответствии с модным в те времена стилем барокко. Главный вход в здание был перенесен в центральную часть сооружения, старый портал сделали продолжением аркады, которая служила местом для торговых лавок купцов. Переделки внутри Ратуши производились в 1651-52 гг, во время которых бюргерский зал был разделен на небольшие помещения, где разместилась канцелярия городского магистрата, до этого работавшая на улице Раэкоя в доме N 15. Первоначальный вид Ратуша и ее внутренняя часть обрели только во время реставрации 1970-74 годах.

При ранних переделках большим изменениям подверглась башня, на которой был возведен кивер, высота которого достигает 61,5 метров. Эта работа была выполнена Гейгером Графом в 1627-28 годах. Заказчиком выступил ратман Ханс Йохан Мёллер, который решил сделать подарок городу. До настоящего времени кивер, имевший характерную для той эпохи форму ресесснанса, не сохранился, так как мастер Паскалис Каппен, производивший основательный ремонт ратуши, изменил форму кивера на барочную, отличающуюся округлостью и плавностью линий, но сумел сохранить ее членение.

При реставрации здания в первой половине 50-х годов прошлого столетия на шпиле кивера была установлена копия флюгера, сделанного в 1530 году. Оригинал хранится в Городском музее Таллинна. Несколько веков назад на ратушной башне так же был установлен набатный колокол работы литейного мастера Хенрика Хартмана (1586 г). На фасаде Ратуши красуются водосливы, имеющие вид голов дракона (их изготовление датируется 1627 годом). В нижней части стены имеется ниша, где ранее помещалась картина на библейскую тему – «Страшный суд», которая в настоящее время хранится в городском музее. Часы на Ратуше появились в 1843 году.

На одном из столбов аркады, служившей местом торговли, имеются старинные шаблоны измерения длины, которыми в средние века пользовались продавцы тканей. Рядом имеется позорный столб с прикрепленными к нему кольцами для ног и рук взрослого человека. Большая часть вещей, созданная мастерами прошлых веков, в настоящее время переместилась из Ратуши в Городской музей. Так ратушная скамья, предположительно сделанная руками Маркварда Кюстенмеккера в 1374 году, стала ценным экспонатом музея, привлекающим внимание посетителей трехметровой спинкой и боковыми частями, украшенными стрельчатым фризом и рельефными изображениями фантастических животных.

От всей скамьи сохранились только боковины, которые были соединены со спинкой, изготовленной в 1430 году. На одной из боковин изображен библейский сюжет схватки Самсона со львом, символизирующей борьбу добра со злом. На другой боковине изображены сценки из средневековой легенды о Тристане и Изольде. Скамья была изготовлена для меблировки старой Ратуши, но после ее перестройки в 1435 году было решено обновить мебель, от которой до настоящего времени сохранились только двухметровые боковины, украшенные резьбой, выполненной мастером Марквардом Хассе.

Для украшения скамьи мастер так же отдал предпочтение библейскому сюжету: борьба Давида с Голиафом, символизирующая победу смелости и ума над глупостью, хоть и наделенную силой. На боковинах так же можно увидеть и сценки взаимоотношений мужчины и женщины, которые взяты из легенд «Самсон и Далила», «Аристотель и Филиса». Стиль трактовки сцен, выполненный мастером Хосе, соответствует работам придворного аристократического искусства Мекленбурга. На поверхности боковин в 1460 году появились новые работы. «Голова Иоанна Предтечи» и «Плат Вероники» приписывается Клавесу ван дер Зиттову, который наделил Иоанна Предтечу сильной и страстной натурой, а облик Христа излучает спокойную задумчивость.

Кованые детали украшений на дубовых дверцах стенных шкафов, находящихся в зале магистрата, выполнены в начале XV века. После того, как в местечке Энгхиен, расположенного неподалеку от Брюсселя, был соткан гобелен со сценками из жизни легендарного царя Соломона, он украшал стены Таллиннской Ратуши. Период его создания относится к 1547 году. На гобелене вытканы малые гербы города, которые свидетельствуют о том, что работа выполнялась по специальному заказу. Произведение искусств XVI века хранится в музее.

Более полно в ратуше представлен XVII век. После реставрации здания и его помещений в 1667 году большой зал магистрата приобрел презентабельный вид благодаря восьми живописным люнетам, пропагандирующих мораль: «Христос с динарием». «Танец Саломеи», «Даниил и Сусанна», «Христос и грешница», «Христос перед Пилатом», «Царица Савская», «Суд Соломона», «Самсон и Далила». Эти работы были выполнены любекским мастером Иоганном Акеном. В них чувствуется влияние мастерства Рубенса, Рембрандта и других известных художников, использующих краски теплого колора. Некоторые работы откровенно слабые, но успешно выполняют свою декоративную функцию.

Северная часть зала магистрата украшает фриз из дерева работы мастера Элерта Тиле в 1696 году. К этому же времени относится и резьба по дереву работы Иохима Амбруста, украсившие часть фриза на южной стене. Резьба Тиле отличается элегантным орнаментом и живыми сценками, в то время как Амбруст показывает умение работать с растительным орнаментом.

На стенах бюргерского зала имеются две доски, изготовленные в XVII веке. На одной из них, размещенной над входной дверью, имеется надпись: «В год 1651. Господин ратман, кто бы ты ни был, вступая в ратушу для совершения должности, перед этой дверью отбрось все треволнения личной жизни: гнев, несправедливость, вражду, дружбу, лесть, подчини обществу свою личность и заботу, ибо каким ты будешь к другим, таким предстанешь ты и перед судом божьим как подсудимый».

На другой доске, расположенной над лестницей в комнату магистрата, имеется изображение Большого герба Таллинна. В передней торгового зала сохранился каменный барельеф с изображениями Большого и Малого гербов города. Он был обнаружен в кладке стены, расколотый на части, во время реставрации 1970-74 года. Пять больших люстр, выполненных в стиле барокко (XVIII), до настоящего времени украшают зал магистрата.

Современные архитекторы Лейла Пяртельпоэг и Уудо Умберг так же внесли свою лепту в оформление таллиннской городской Ратуши Эстонии.

По материалам Wikipedia    Яндекс цитирования      Rambler's Top100