Памятники

Эйфелева башня

Главная / Эйфелева башня

Эйфелева башня

Самым знаменитым символом Парижа является уникальное архитектурное сооружение XIV века – Эйфелева башня. Авторство символа Франции принадлежит гениальному конструктору Гюставу Эйфелю. Башня стала местом паломничества иностранных туристов, которых насчитывается за весь период ее существования более 200 млн. человек. Символ Парижа, который стал самым посещаемым местом в мире, был сооружен как временная конструкция входной арки Всемирной выставки, проводившейся в 1889 году. Она должна была быть демонтирована через 20 лет, но ее спасли установленные на ее ярусах радиоантенны.

Месторасположение и высота

Эйфелева башня сооружена в районе Йенского моста на Марсовом поле. Ее высота с антенной достигает 320,75 м. На протяжении более 40 лет она считалась самым высоким сооружением во всем мире и превышала высоту пирамиды фараона Хеопса (137 м), Кельнского (156 м) и Ульмского (161 м) соборов. После 1930 года ее высоту превзошел Нью-Йоркский Крейслер Билдинг.

До строительства

Парижская городская администрация решила устроить всемирную выставку, посвященную юбилею Французской революции 1789 года. Инженер Гюстав Эйфель получил предложение от городской власти внести свою лепту и представить экспонат, отражающий инженерную мысль. Озадаченный Эйфель предоставил на рассмотрение комиссии чертежи железной башни, которые до этого не привлекали внимание чиновников.

Комиссия нашла чертежи интересными и объявила конкурс. На рассмотрение было представлено большое количество различных проектов, среди которых была огромная копия знаменитой гильотины и каменная башня, превышающая Вашингтонский монумент (169 метров). Но проект башни был отклонен, так как ее сооружение заняло бы много времени и потребовало бы много средств. После рассмотрения предложенных проектов, предпочтение было отдано плану Эйфеля, хотя он не являлся автором разработки. Расчеты и чертежи сооружения были выполнены его сотрудниками: Морисом Кёшленом и Эмилем Нугье.

На сооружение башни отводилось всего два года. Это заставило Эйфеля применить соединение металлических элементов особым способом, что и повлияло на мнение комиссии. Полученная за проект первая премия воодушевила Эйфеля. Его слова «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!» воодушевили жителей Парижа.

Строительство

В строительстве башни, которое длилось чуть больше двух лет (с конца января 1887 года по март 1889 года), принимало участие 300 рабочих. Успешное продвижение и завершение строительства сооружения обеспечивали чертежи высокого качества, в которых были точно указаны размеры более чем 12 тыс. деталей и места их соединения 2,5 млн. заклепками. Чтобы работа продвигалась быстрее, на место сборки детали поступали уже с подготовленными отверстиями для крепления, часть из которых уже была использована в отдельных фрагментах сооружения. Поднятие на высоту и установка деталей так же не представляли затруднений, так как их вес не превышал 3-х тонн.

На начальном этапе строительства использовались высокие подъемные краны, а в дальнейшем были включены в работу созданные Эйфелем специальные мобильные подъемники, которые передвигались по рельсам, предназначенным для будущих лифтов. Следует отметить, что благодаря заботам Эйфеля и особым требованиям к безопасности на протяжении всего периода сооружения башни не произошло ни одного несчастного случая. Это обстоятельство стало большим достижением своего времени и подняло престижность стройки на новую ступень.

Во время рытья котлованов под опоры башни, и учитывая близость Сены, гениальный инженер применил новый способ, который был известен при строительстве мостов: в каждом кессоне фундамента имелось рабочая полость, в которую закачивался под высоким давлением воздух. Этот метод предотвращал проникновение под опоры воды, что в значительной мере ускоряло работу, и придавала опорам прочную устойчивость.

Особое внимание и дополнительные расчеты потребовала установка первой платформы. Деревянная арматура предназначалась для укрепления 4-х наклонных опор и массивной балки первой платформы. Опоры монтировались на металлические цилиндры, заполненные песком, который постепенно выпускался, устанавливая, таким образом, основные элементы под нужным углом. Гидравлические подъемники позволяли производить окончательную установку и регулировку угла наклона 4-х опор, которые подгонялись к металлической арматуре первой платформы. Как только массивная платформа приняла горизонтальное положение, она была соединена с наклонными опорами, а подъемники демонтированы.

Строительные работы продвигались хоть и медленными темпами, но велись непрерывно. Рождающийся на свет шедевр инженерной мысли вызывал у парижан восторг и восхищение через 26 месяцев после начала сооружения первого котлована под основание башни, Эйфель пригласил чиновников прогуляться на 1 710 ступеням, ведущим на площадку, с которой открывалась панорама Парижа.

Особенности конструкции

Особенности конструкции Эйфелевой башни

Общий вес железной конструкции составляет 7 300 т, вес сооружения вместе с фундаментом – 10 100 т. Фундамент сооружения выведен из бетонного массива. Во время сильного ветра отклонение башни от оси не превышает 15 см. Нижний этаж конструкции имеет форму пирамиды, размер сторон которой составляет 129,2 м. Пирамида образуется 4-я колоннами, образующими арочный свод на высоте 57,63 м. Первая платформа башни имеет форму квадрата, составляет 65 м в поперечнике, опирается на свод нижних колонн.

С первой платформы поднимается вторая башня-пирамида, которая так же образуется 4-я колоннами, образующими при соединении свод, который на высоте 115,75 м служит основанием второй платформы, имеющей 30 м в поперечнике. Четыре колонны, укрепленные на второй платформе, устремляясь вверх, переплетаются и образуют мощную колонну высотой 190 метров. Она, в свою очередь, служит опорой третьей квадратной платформе (16,5 метров в поперечнике) на высоте 276,13 метров.

Верхнюю платформу венчает маяк с куполом, над которым сооружена площадка (1,4 метра в поперечнике), расположенная на высоте 300 метров. На вершину башни ведут 1 692 ступени, она так же оборудована лифтами. Площадка первой платформы была оборудована под рестораны, на второй площадке были размещены резервуары с водой, которые приводили в движение лифты, а так же ресторан, покрытый стеклянной галереей. Третью площадку заняли метеорологическая и астрономическая обсерватории, а так же кабинет для физики. Свет маяка, размещенного на башне, заметен за 10 км.

Форма

После завершения строительства башни, на Г. Эйфеля обрушился шквал критики, которая обвиняла его за дерзкий проект и его форму, за создание сооружения, демонстрирующего отсутствие художественного вкуса у создателя. Эйфель был специалистом по возведению мостов, имел навыки расчета силы ветра. Создавая проект башни, Эйфель и его коллеги понимали, что при строительстве самого высокого сооружения, следует обеспечить ему сопротивление порывам ветра.

В своем интервью Эйфель объяснил, почему остановил свой выбор на такой форме постройки: «Почему такая странная форма? В расчеты были взяты ветровые нагрузки. Искривление четырех внешних краев монумента вызвано математическими расчётами и эстетическими соображениями».

После строительства

По планам администрации и Эйфеля, башня должна было быть демонтирована по прошествии 20 лет, после проведения Всемирной выставки, но постепенно сооружение приобрело популярность. За полгода работы выставки башня привлекла более 2 млн. посетителей, которые стремились ее увидеть и прогуляться по ее площадкам. Уже через год удалось вернуть в городскую казну третью часть затрат, выделенную на ее строительство.

Среди интеллигенции Франции жила неприязнь к ажурному сооружению, и в 1887 году 300 известных художников и писателей, среди которых были Мопассан, Александр Дюма-сын и композитор Ш. Гуно, направили письменный протест в городской муниципалитет. Они выражали возмущение по поводу необходимости «созерцать» бесполезную конструкцию, которая как гигантское чудовище доминирует над городом. В своем письме они так же обзывали башню «фабричной дымовой трубой», «чернильной кляксой из железа и винтов» и требовали убрать «отвратительную тень уродливой и ненавистной колонны».

В 1903 году французский генерал Феррье получил разрешение использовать башню для экспериментов в области беспроволочного телеграфа в военных целях. Работы в этом направлении велись длительное время, но в 1021 году с Эйфелевой башни была проведена первая радиопередача. Через год радиостанция «Эйфелева башня» стала регулярно вести радиопередачи. С появлением телевидения, башня стала работать как телевизионная.

Надписи

Под балконом первой площадки имеется парапет, опоясывающий ее с четырех сторон, где увековечены имена 72-х специалистов, внесших вклад в создание башни. Надписи были сделаны в начале XX века по инициативе администрации города. Они подвергались реставрации в 1986-87 годах. Работу проводила компания«Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel». В настоящее время башня является собственностью Парижа.

Во время немецкой оккупации

Надписи на Эйфелевой башне

Во время Второй Отечественной войны, в период оккупации немцами Парижа в 1940 году бойцы народного сопротивления повредили в башне лифтовый привод для того, чтобы предотвратить водружение нацистского флага на ее вершине перед самым приездом в город А. Гитлера.

Флаг был с трудом поднят на башню, но его так и не удалось закрепить. Он был огромных размеров, и его сдуло ветром. Гитлер так и не смог увидеть весь Париж с высоты Эйфелевой башни. Насмешливые люди утверждали, что фюрер сумел завоевать всю Францию, но башня ему не покорилась. После победы над немецкой армией, на вершине сооружения был водружен французский государственный флаг.

Во время отступления немецкой армии из Парижа, Гитлер приказал генералу Дитриху фон Колтицу уничтожить все достопримечательности города, среди которых была названии и Эйфелева башня, но генерал проигнорировал приказ. Спустя несколько часов после победного освобождения города, привод лифта заработал.

Интересные факты

  1. Австриец Франц Рейшельд совершил прыжок с первого уровня башни, используя самодельный парашют. 4 февраля 1912 года стал последним днем жизни портного.
  2. Мошенник Виктор Люстиг на протяжении 1925 года сумел продать башню двум покупателям на металлолом.
  3. С площадки третьей платформы в солнечную погоду можно увидеть округу Парижа в радиусе 140 км.
  4. В настоящее время на площадках башни размещено оборудование для телевидения, радиовещания и сотовой связи.
  5. В 1925-34 годах Эйфелева башня считалась самым удобным местом для рекламы, чем пользовался автомобильный концерн Citroën. Его реклама располагалась на трех сторонах сооружения.
  6. Зимой 2004/05 года, на нижней площадке башни был сооружен ледовый каток, рекламирующий Париж в качестве кандидата участника Олимпиады 2012 года.
  7. В селе Париж, которое находится в Челябинской области России, 24 июня 2005 года была торжественно открыта уменьшенная в 5 раз копия Эйфелевой башни, которую используют в качестве вышки для сотовой связи.
  8. Для сохранения металлического сооружения от коррозии, которому в 1989 году исполнилось 100 лет, через каждые 7 лет используется 57 тонн краски. 
  9. На протяжении века башня не поддается разрушающему влиянию ветра. Сильнейший шторм, который обрушился на Париж, отклонил ее верхушку всего на 12 см. Неблагоприятные воздействия на железную конструкцию оказывает солнечное тепло. Нагрев элементов сооружения отклоняет верхушку от оси на 18 см. 
  10. Вспыхнувший в 1956 году пожар уничтожил верхнюю часть конструкции.
  11. В 2003 году 22 июля верхняя часть башни снова горела. С пожаром удалось справиться только к вечеру.
  12. Последний случай суицида с площадки башни был совершен в феврале 2008 года.
По материалам Wikipedia    Яндекс цитирования      Rambler's Top100